История предприятия

Зарождение завода "Транссигнал" относится к 1875 году. В этот период эксплуатационное содержание приборов связи на участке Киев-Казатин потребовало создания ремонтных мастерских численностью рабочих 5-7 человек. Их разместили в небольшом помещении из двух комнат.


Штатная численность мастерских постепенно была доведена до 18 человек, а станочный парк состоял из двух импортных токарных станков с ножным приводом.

К 1890 году в мастерских работало около 100 человек.


В течение последующих пяти лет мастерские расширяются, возводятся новые производственные здания, количество рабочих увеличивается до 150 человек. Они получают название "Мастерские телеграфа Юго-западной железной дороги".


Здесь выполняли различные ремонтные работы, выпускали изделия для электротехнического оборудования дороги: телеграфные аппараты Морзе, телефоны, фонопоры, изготавливали отдельные детали связевых и сигнальных устройств.


С началом первой мировой войны Мастерские приступили к выполнению военных заказов. Изготавливаются военно-полевые телеграфные аппараты. В тоже время аппаратный цех осваивал производство быстродействующих телеграфных аппаратов Бодо.

В связи с мобилизацией рабочих в армию возникла кадровая проблема, которая решалась путем создания женской бригады.


К концу 1919 года было освоено изготовление аппаратов механической централизации.

В начале 1920-х годов в связи с расширение производственных нужд происходит объединение Мастерских телеграфа и Мастерских эксплуатации под общим названием "Главные электротехнические мастерские Юго-западной железной дороги " (ГЭМ).


В 1923 году начато изготовление отечественных сигнализаций изобретателя Д.С. Трегера, в связи с чем страна избавилась от необходимости ввозить зарубежные образцы жезловых аппаратов.

1 сентября 1929 года ГЭМ были переименованы в "Киевский ремонтный электротехнический завод Юго-западной железной дороги " (КРЭЗ), после чего началось сооружение новых помещений для завода по ул. Жилянской, 97, в г. Киеве с целью концентрации производственных мощностей вблизи железнодорожных путей.


1 октября 1931 года КРЭЗ переименовывается в завод "Транссигнал".

Завод быстро растет, осваивается производство щитовых и переносных электроизмерительных приборов, аппаратуры автоматической блокировки, расширяется технический отдел и электролаборатория.


В 1935 году на Всемирной промышленной выставке в Париже заводу "Транссигнал" присуждается "Гран-при" – большая золотая медаль и Диплом 1-ой степени за экспонирование аппаратуры по авторегулировке (автостопы непрерывного действия).


К этому времени на заводе работало свыше 1000 человек, номенклатура изделий составляла около 70 наименований.

В связи с началом Великой отечественной войны завод, как уникальное предприятие, сначала был эвакуирован в Харьков, затем в Ташкент. Было вывезено все оборудование, материалы и основной костяк кадров. В Ташкенте помимо производства основной номенклатуры заводом стали изготавливаться оборонные изделия – военно-полевые телеграфные аппараты, минометные прицелы и др. Реэвакуация завода из Ташкента состоялась в 1944 году.


В 1947 году уровень производства завода достигает довоенного. С механизированных и конвейерных линий завода сходили стрелочные электроприводы, дроссель-трансформаторы, автоматика для насосных станций, предохранители тока и т.д. Кроме того, заводом был освоен выпуск подобных приборов для подземного транспорта.

В сжатые сроки предприятием был обеспечен выпуск вагонов-путеизмерителей, вагонов-дефектоскопов, вагонов сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи. Эти специальные вагоны-лаборатории, находясь в составе поезда, автоматически выполняют функции контроля за состоянием рельсового пути при скорости движения до 100 км/ч.


Также заводом было освоено производство аппаратуры тональных рельсовых цепей наложения, аппаратуры устройства контроля прибытия поезда в полном составе, сеточные электроинтеграторы, датчики скорости осевые и аппаратура "Частотно-диспетчерский контроль".

Продукция завода поставлялась в 15 зарубежных государств, среди которых Болгария, Польша, Чехословакия, Индия, Ирак, Куба.


В 1974 году было начато строительство механосборочного и инструментального цехов, инженерно-производственный корпуса, введено в эксплуатацию гальваническое отделение, реконструированы кузнечное отделение, участок средних прессов и литья.


Таким образом, непрерывный рост предприятия позволил полукустарным мастерским вырасти в завод, изготавливающий для железных дорог страны сложнейшую аппаратуру.